Редкие материалы и профессии. Встреча с мастером Pierre Salagnac

Профессия: бронзовщик, токарь

Я решила начать разговор о металле с рассказа о ярких мастерах, работающих с этим материалом. Выбор моего первого героя не случайный. С токарем-бронзовщиком Pierre Salagnac мы разделяем не только любовь к бронзе. Нас объединяет интерес к редким ремёслам и желание сохранить их для будущих поколений. Я давно слежу за творческим путём Pierre. Теперь с удовольствием слушаю его подкасты с уникальными мастерами. Мне приятно рассказать вам об этом талантливом и увлечённом человеке. 

 

Итак, знакомьтесь, Pierre Salagnac - токарь, бронзовщик и скульптор по бронзе.

 

Pierre относится к тем счастливым людям, для которых выбор жизненного пути был очевидным. Без многочисленных сомнений и мучительных размышлений. Его дедушка передал свою любовь к ручному труду внукам. Последовав его совету, они стали мастерами прикладных искусств. И связали свою жизнь с металлом.

В школе Boule

Старший брат Pierre и его сестра, так же как и он сам, учились в знаменитой школе Boule. Pierre попал в школу в 15 лет. В колледже учёба ему не давалась. В Boule он расцвёл. Всё стало легко и очевидно. Он оказался на своём месте. Главное, он встретил Преподавателя, Olivier Le Bosset, который стал его наставником, духовным отцом, вдохновителем. Оливье научил его всем секретам мастерства. Когда дети оказываются в школе, помимо многочисленных общих предметов обычного лицея и художественной школы, они выбирают специализацию. Для этого они встречаются с преподавателями, посещают их мастерские.

Pierre выбрал профессию токаря. Обучение в школе длится шесть лет. В токарной мастерской начинали заниматься 6 учеников. Из них диплом получил только Pierre. Остальные не выдержали испытания и нагрузку тяжёлого ремесла токаря. Многие поменяли специализацию в ходе обучения, не справляясь со сложностью профессии. 

 

Сейчас в школе учится старший сын Pierre, которому 16 лет. Он тоже токарь. 

В тени м​астера

Pierre очень повезло и по выходе из школы он сразу нашёл работу. Причём у лучшего мастера своего времени. По словам Pierre, не было часа, когда бы он не учился чему-то новому у своего учителя. И, прежде всего, продуманности, оправданности жеста, хорошо сделанной работе. Им приходилось работать на фантастически дорогих стройках, в роскошных интерьерах у очень значимых людей. Малейший неправильный жест мог нанести непоправимый ущерб. Как материальный, так и репутационный. А в этой профессии уходят годы на то, чтобы завоевать доверие клиентов и выстроить отношения и порой достаточно минуты, чтобы их разрушить. Pierre научился контролю над собой, дыханию и осмыслению каждого движения.

 

80-е годы считаются золотой эпохой для бронзовщиков во Франции. За ними последовали тяжёлые 90-е. Кризис в профессии прежде всего связан с войной в Персидском заливе.

Профессия вообще полностью зависит от войн. Как только начинаются конфликты, интенсивно используется вооружение, материалы становятся редкими и дорожают. Ведь для бронзы используется медь, которая также нужна для патронов. Поэтому как только начинаются военные конфликты, в профессии случается кризис. Бронзовщики любят мир.

 

В результате потрясений 90-х произошёл большой спад в профессии. Многие мастерские закрылись, бесследно пропали ценнейшие знания. Pierre крупно повезло. Он работал, к тому же у прекрасного мастера. К сожалению, его наставник умер в молодом возрасте. На смертном одре он отдал ключи от мастерской Pierre, передав ему всё производство.

Учитель

В этот момент происходит важное событие. 23-летнему Pierre Salagnac предлагают заменить на год одного из преподавателей в Ecole Boule. Со страхом в животе он начинает преподавать своим одногодкам, многим из своих бывших школьных друзей. Этот опыт оказался особенно ценным. Для преподавания Pierre потребовалось озвучить словами жесты, которые до этого он выполнял автоматическими. 

Это позволило ему осознать свою профессию и разные техники, глубже понять их и разработать инструмент для передачи опыта. С тех пор, Pierre предпочитает работать с молодыми, передавать им свои секреты, помогать им находить работу, сопровождать их в профессиональном росте. Это гораздо проще, чем работать с закоренелыми мастерами, которые держатся за свои не всегда правильные привычки.

От ремесла к искусству

Однажды Pierre оказался в Ботаническом саду Венсенского Леса. В уголке, где представлены дипломатические подарки Франции от глав государств. Там находится уникальная коллекция бонсаев, многим из которых 100, 200, 300 лет. Эта встреча стала откровением для Pierre. Он увидел связь между восхитительными растениями, которых мучают для того, чтобы придать им желаемые формы, и своей профессией, где требуется столько жертв, порой серьёзные физические травмы, для создания шедевров. Он решает проявить своё уникальное мастерство и создать бонсаи из бронзы. Вместо того, чтобы использовать сварку для соединения отдельно отлитых частей дерева, он решает вырезать ветви из цельных блоков латуни, как из камня.

Как скульптор по мрамору или по дереву он должен чувствовать металл и следовать за его дыханием, чтобы открывать заложенные в нём формы. Он чувствует себя рукой, не контролирующей, но считывающей волю металла. Он делает отдельно листья, которые часто покрываются золотом и потом привинчиваются к ветвям. Таким образом Pierre отдаёт дань традиции бронзовщиков: его бонсай может быть полностью разобран для реставрации, что невозможно сделать со сварным металлом.

О золоте

Pierre особенно любит работу с золотом, так как это единственное покрытие, способствующее прохождению металла через века. Любой лак и полировка металла может держаться десятилетие, чуть больше. Золото - единственный способ бороться с окислением. Именно поэтому до нас в основном дошли произведения искусства из золота или с золотым покрытием. Металл под действием воздуха, песка и воды разлагается, крошится. Золото не поддаётся влиянию времени. 

Защитник и просветитель

Как и большинство его коллег, Pierre многие годы безропотно сносил тяжести профессии и некоторое социальное пренебрежение к незаметным хранителям секретов древних ремёсел. Наступил момент, когда перед лицом равнодушия со стороны государства, ассоциаций, призванных защищать ремёсла, но по настоящему, полностью вовлечённых в политические игры, Pierre решил действовать. С группой единомышленников он стал основателем Craft Project.

 

Идея состоит в том, чтобы находить редких мастеров, в самых удалённых уголках Франции. Делать с ними подкасты, привлекать к ним внимание молодёжи, рассказывать молодым о профессиях, которые могли бы стать их жизненным путём. Накопив большую коллекцию таких подкастов, коллектив намерен передать их Национальному Аудио-Визуальному Институту Франции с тем, чтобы этот капитал оказался в распоряжении общественности.